Главная » Статьи » Методическая копилка » Методические статьи |
Упражнения для развития быстротыДля развития быстроты можно использовать следующие упражнения: – бег с высоким подниманием бедра в яме с песком с небольшим продвижением
вперед; РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ Быстрота - это способность выполнять двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени. Проявления этого физического качества многообразны. Различаются элементарные и комплексные формы таких проявлений. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений, быстрота начала движений. К комплексным формам проявления данного физического качества относятся скорость старта в простой и сложной ситуациях, скорость стартового разгона, абсолютная (пиковая) скорость, скорость рывково-тормозных действий, скорость выполнения технического приема, скорость переключения от одного действия к другому. Все компоненты быстроты находятся под сильным генетическим контролем и, естественно, поддаются тренировке в минимальной степени. Однако это не значит, что их нельзя развивать с помощью физических упражнений. Например, быстрота реакции детей во многом зависит от типа нервной системы и является наследственным качеством. Но и это физическое качество способно в определенной степени развиваться под влиянием систематических занятий физическими упражнениями. Частота движений также зависит не только от унаследованных свойств нервной системы, но и в значительной степени от состояния мышц, производящих эти движения. А так как сократительная способность мышц с возрастом и с помощью физических упражнений улучшается, то, следовательно, частота движений, а вместе с ней и скорость выполнения большинства видов движений в детском возрасте могут быть увеличены. Мини-футболу, отличающемуся постоянной и внезапной сменой игровых ситуаций, присущи комплексные формы проявления быстроты, основным методом развития которых является повторное выполнение циклических упражнений с предельной и близкой к предельной частотой. Таким упражнением является бег на короткие дистанции в виде повторных ускорений, рекомендуется постепенно, плавно наращивать скорость и увеличивать амплитуду движений, доводя их до максимальных. Большое внимание в тренировке быстроты юных футболистов должно уделяться выполнению упражнений в облегченных условиях (например, бег под уклон, бег за лидером и т.п.). В таких упражнениях занимающийся старается с разгона перейти временно установившийся у него скоростной предел и хотя бы на небольшом расстоянии достичь еще большей скорости.
Упражнения на развитие быстроты дают больший эффект, если преподаватели, ведущие занятия в секции мини-футбола, имеют возможность контролировать и точно оценивать достигнутый уровень быстроты своих воспитанников. Следует также иметь в виду, что большое значение для достижения в упражнениях максимальной быстроты имеет соревновательный метод. Например, в качестве таких упражнений рекомендуется использовать хорошо освоенные упражнения техники и тактики. Однако недостаточно хорошо освоенные технико-тактические приемы юные футболисты будут неспособны выполнять на предельной скорости, т.к. их основное внимание будет сосредоточено не на скорости, а на технике выполнения приемов. Таким образом, основой методики развития быстроты являются беговые упражнения, выполняемые с максимальной предельной интенсивностью в течение не более 15 с. Перед тем как выполнять такие упражнения, рекомендуется провести разминку длительностью не менее 15-20 мин. Мышцы юных футболистов должны быть разогреты, т.к. в противном случае может произойти разрыв мышц, связок, вызывающих у занимающихся сильные болевые ощущения. Упражнения с преимущественной направленностью на развитие быстроты рекомендуется включать в начало основной части тренировочного занятия, пока нет накопившихся следов неполного восстановления от предшествующих нагрузок. В целом объем тренировок, направленных на развитие быстроты у юных футболистов, не должен быть очень большим. Дозировка должна определяться длительностью или же количеством повторений упражнений. Ориентировочная дозировка для одного упражнения может быть таковой: серия из 5-7 ускорений с интервалами для отдыха между сериями. Причем интервалы отдыха должны быть такими, чтобы последующее упражнение выполнялось при оптимальной работоспособности, позволяющей полностью проявить достигнутый ранее уровень быстроты. Наиболее благоприятными периодами для развития быстроты у мальчиков и девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. В целом половые различия в уровне развития скоростных способностей у детей и подростков невелики до достижения ими 12-13-летнего возраста. Однако позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (например, бег). Примерные упражнения на развитие быстроты 2. Подвижные игры «Салки», «Вороны-воробьи», «Два Мороза», «Мяч капитану», «Перестрелка» и т.п., различные эстафеты. 3. Повторная пробежка коротких отрезков (6- 4. Бег на 15- 5. Бег с высоким подниманием бедра на месте в упоре руками на гимнастическую лестницу (рис. 1). 6. 6-8 подскоков на месте с последующим рывком на 10- 7. Старт с места. Бег под уклон (рис. 2), бег в гору (рис. 3).
рис.1 рис.2 рис.3 9. Стартуя с места, выполнить ускорение по песчаной (опилочной)
дорожке на 10- 10. Бег за лидером (световым или механическим) на 20- 12. Двойные и тройные прыжки с места в длину. 13. Бег на 15- 14. В висе на предплечьях на брусьях выполнить беговые движения ногами в высоком темпе. 15. В стойке на плечах в высоком темпе выполнить вращательные движения ногами. 16. Переменный бег на дистанции 17. Из положения стоя выполнить рывок на 10-
| ||||||
Просмотров: 10732 | | |
Всего комментариев: 0 | |