Комплексы упражнений составляются отдельно для I-III, IV-VI, VII--XI классов.

Проводят физорги классов

Они включают 5-8 упражнений, которые начинаются и заканчиваются ходьбой на месте или в движении. Количество повторений упражнений колеблется от 4-8 в начальных классах до 10-16 - в старших. Темп выполнения медленный и средний, в подскоках - быстрый. Нагрузка постепенно нарастает к середине комплекса, а затем снижается. Дыхание равномерное, при наклонах туловища делается выдох, при выпрямлении - вдох. Схематически комплексы упражнений гимнастики до занятий строятся так.

I. Упражнения группы А

1. Вводное упражнение направлено на организацию внимания и подготовку организма к основным движениям комплекса (различные виды ходьбы на месте и в движении в различном темпе, в сочетании с движениями руками и туловищем).

2. Упражнения общего воздействия (ходьба выпадами, бег, подскоки, игры с бегом, прыжками и т. п.).

3. Дыхательные упражнения направлены на активизацию вос-становительных процессов (движения руками, ногами, туловищем с разновидностями глубокого дыхания - брюшного, грудного и т. п.).

4. Упражнение на осанку.

5. Упражнение для рук и плечевого пояса (сгибание - разги-

бание, махи, вращения).

6. Упражнение для туловища (наклоны, вращения, повороты).

7. Заключительное упражнение направлено на организацию

внимания, улучшение координации движений и восстановление

дыхания (ходьба на месте и в движении с разноименными движе-

ниями рук, заданиями на внимание).


II. Упражнения группы Б

1. Упражнения для рук и плечевого пояса (резкие, одноименные и разноименные движения, движения с сопротивлением партнера).

2. Упражнения для туловища (глубокие наклоны, широкие вращения, повороты с движениями руками).

3. Упражнения для ног (приседания на одной ноге, прыжки, бег).гимнастика до занятий


Примерные игры и задания на переменах для учащихся 1-6 классов:

  1. «Паровозик». Команда выстраивается в колонну. В пяти метрах от нее ставится любой предмет. Задача игроков: обежать указанный предмет, постепенно присоединяясь к колонне, при этом предмет не должен быть задет и колонна не должна разорваться. Таким образом, задание считается выполненным, когда команда всем составом обежит предмет.

  2. «Крылатое выражение». Задача команды: вспомнить и записать на доске пословицу на спортивную тематику. При этом каждый игрок, по очереди подбегая к доске, записывает по одному слову. Последний игрок дописывает все оставшиеся слова.

  3. «Реклама «Это мы!». В течение 3 минут прибывшая на станцию команда должна придумать свою творческую визитку.

  4. «Песня-пантомима». Ребята должны вспомнить современную популярную песню и обыграть ее перед игротехником в течение 2-3 минут. Если игротехник угадает песню, то команда получит «ступеньку».

  5. «Пантомима». Участники, принимая определенные позы, с помощью мимики, жестов и звуков должны воссоздать работу какого-либо прибора (стиральной машины, телефона, пылесоса и т.д.) в течение 1 минуты.

  6. Игрокам предлагается воссоздать работу ксероксного аппарата. Все участники выстраиваются в колонну. В 3-х метрах от них кладется любой текст. Задача каждого игрока: запомнить как можно больший объем текста и записать его на листе. На выполнение задания дается 10-15 секунд. Текст должен быть полностью переписан игроками.

  7. Игроки образуют единую цепь. В этом положении команда должна пройти заданный маршрут и достичь финиша, где будет лежать лист бумаги (газета). Вся команда должна поместиться на нем, но так, чтобы на листе стояло не более 5 ног, и продержаться не меньше 45 секунд.

  8. Из нити плетется паутина с пятью пробелами, через которые можно пройти. Вся команда должна преодолеть паутину, не задевая нитей. (Сложность прохождения определяет игротехник).

  9. Игротехник называет слова, актуальные, например для американского, спорта: гандбол, бейсбол, NВА, Майкл Джордан. Задача команды: назвать 5 слов, характерных для отечественного спорта.

  10. Команде в течение 3 минут необходимо нарисовать свою эмблему и затем разъяснить ее игротехнику.

  11. На полу лежит карандаш с привязанными к нему 7-ю нитками. Рядом стоит бутылка. Участники все вместе, взявшись каждый за свою нить, должны опустить карандаш в бутылку.

  12. Участникам всем вместе необходимо нарисовать с закрытыми глазами дом, причем игроки заранее должны определиться, кто какую деталь дома будет рисовать.

  13. Игрокам в течение 3 минут необходимо оказать первую медицинскую помощь при травме позвоночника (открытой кровоточащей ране, сотрясении, переломе ноги).

  14. Участникам необходимо найти выход из экстремальной ситуации, охарактеризованной игротехником, например: «Вы оказались в зоне большого, внезапного наводнения. Каковы ваши действия?», «На вашей даче произошло возгорание легковоспламеняющихся веществ. Какие действия вы предпримете?».


Педагог-организатор Толстова М. В