ПЛАН РАБОТЫ НА 2015-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПРОЕКТ «Гражданское образование» 

1. Аналитическое обоснование проекта

Одной из важнейших задач России – это время формирования гражданского общества и правового государства, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования, как к системе образования, так и к системе воспитания подрастающего поколения. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” определены приоритетные направления образования, среди которых одними из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования. Но, к сожалению, образовательный процесс в массовой практике не ориентирован на получение обучающимися опыта практической жизни в качестве сознательных и активных граждан демократического общества.

Анализ состояния гражданского образования на сегодняшний день позволяет выявить следующие противоречия:

  • между осознанием необходимости гражданского воспитания и утратой связи поколений, особенно в последние десятилетия;
  • между декларированием необходимости создания системы гражданского образования и недостатком практики в деятельности образовательного учреждения;
  • между осознанием возможностей использования богатого опыта школы в воспитательном процессе и не использования его как средства гражданского воспитания.

Существуют различные модели гражданского образования. Однако нам представляется, что, решая эту задачу, нельзя игнорировать социокультурные особенности отдельно взятого района, а также уникальный опыт, который наработал педагогический коллектив школы.

 

Предпроектное исследование

 Итоги  анкетирования педагогов и учащихся по вопросу «Самоуправление в школе» показали, что

  • совместно определяют пути решения поставленных задач ---53%;
  • вместе составляют план работы ---60%;
  • только 25% школьников самостоятельно выдвигают свои идеи;
  • только 15% учащихся могут оценить результат деятельности для себя, еще меньше - для других и для школы.

Школьники желают, чтобы:

  • в школе царила атмосфера сотрудничества--- 80%;
  • существовали бы школьные традиции --- 85%;
  • было больше творческих дел --- 90%;
  • деятельность была коллективной --- 65%;
  • каждый мог проявить себя, выбрать задание, поручение, дело --- 70%;
  • было внимание, сопереживание, уважение со стороны взрослых и сверстников --- 85%.

А вот каким родители видят "образ хорошей школы”:

  • «в этой школе хорошо учат по всем предметам, по ее окончании дети поступают в ВУЗы»;
  • «в этой школе дисциплина и порядок»;
  • «должна быть не только учеба, но и много спорта, экскурсий, кружков, традиционных праздников и мероприятий»;
  • «школа должна систематически организовывать досуг учащихся, в том числе и в каникулярное время»;

·       «школа должна быть уютная, чистая, красивая».

Таким образом, с помощью диагностики мы очертили круг проблем, а результаты исследований подтвердили, что необходимо внести корректировку в деятельность образовательного учреждения. С результатами данных исследований классные руководители были ознакомлены на заседании методического объединения, где пришли к выводу, что необходимо работать над развитием управленческой системы школы.

Коллектив нашей школы считает, что тема самоуправления очень актуальна для нас, так как школа должна обучать не только наукам, но также она должна научить человека быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права.

Конкурентное  преимущество нашей школы (ресурсы и возможности):

·         Наличие и функционирование в школе нормативно-правовой базы.

·         Традиционно уважительное отношение к учащимся школы и их родителям.

·         Коллектив  педагогов, имеющий достаточный и необходимый уровень профессиональной подготовки.

·         Стремление большей части педагогического коллектива к совершенствованию своего мастерства, к внедрению новых курсов, программ, технологий.

·         Единство коллектива учителей и учащихся школы в достижении поставленных целей.

·         Сложившиеся в школе традиции.

·         Сравнительно небольшой школьный коллектив способствует более тесному общению, чем в большой школе;

·         Опыт деятельности ДОО «Юность»; развитие органов школьного самоуправления.

·         Программа патриотического воспитания, проект «Моя малая родина» и другие,  которые реализуются уже несколько лет педагогами.

·         Преподавание «Обществоведения» в 6-11 классах по программам Кравченко,  Боголюбова.

·         Освоение и использование педагогами школы практико-ориетированных форм учебной и воспитательной работы (привлечение учащихся к работе и решению школьных и общественных проблем, подготовка и проведение социологических опросов, проведение внеклассных мероприятий на тему  «Право в нашей жизни», «Права ребенка»,  организация и проведение деловой игры «Выборы в Ученический Совет», туристско-экскурсионная деятельность (по достопримечательным местам района, проведение открытого занятия урок-дискуссия на тему «Гражданское образование в современной школе» в рамках районного семинара совместно с учащимися и преподавателями КСОШ №1, социальная акция «Открытка для ветерана» и «За здоровый образ жизни!», участие в ассамблеи детских общественных организаций).

·         Информированность  участников школьного процесса о событиях школьной жизни посредством еженедельных школьных линеек.

·         Поддержание  порядка, чистоты и уюта в школе (дежурство классов по школе.)

·         Наличие  в школе системы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних (Совет по профилактики правонарушений).

 

Слабые стороны:

·         Гражданское образование осуществляется в рамках одного направления воспитательной деятельности.

·         Разобщенность, отсутствие взаимодействия между отдельными компонентами системы (ДОО «Юность», педагогический совет, т д).

·         Недостаточное участие родителей в жизни школы.

·         Ученическое самоуправление организуется по форме, но не по своей сути.

1.       Цель проекта

Данный проект, на наш взгляд, поможет в решении  ключевой проблемы – сделать учащихся активными участниками, субъектами образовательного процесса  в школе, включить их в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение, вовлечь в практику гражданского поведения и социальной деятельности.

Цель проекта: создание условий для реально действующего школьного соуправления как важнейшего фактора формирования социально активной личности,  гражданина России с присущими ему взглядами, мотивами деятельности, моделью поведения.

Задачи:

1.       Создание воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

2.       Формирование  педагогами комплекса методических разработок по гражданскому воспитанию учащихся,  освоение ими технологий гражданско-патриотического образования.

3.       Формирование  устойчивой мотивации у педагогов, учащихся, родителей к сотрудничеству.

4.       Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьников и других участников в общественные отношения.

5.       Развитие и упрочнение детской организации как основы для социальной  адаптации, творческого развития каждого ученика.

Принципы:

1. Принцип доверия и поддержки: решительный отказ от авторитарных методов воздействия и культивирование доверия, взаимной поддержки педагогического коллектива и родительской общественности, глубокое осознание того, что только совместными усилиями нам удастся решать воспитательные задачи.

2. Принцип партнерства: оказание взаимной помощи педагогами, родителями, членами общественности в вопросах воспитания, уважение мнения всех участников учебно-воспитательного процесса, привлечение к делу воспитания культурного, профессионального и жизненного опыта родителей, представителей различных социальных институтов воспитания.

3. Принцип субъектности: предоставление родителям, членам общественности возможности реально обладать субъектными полномочиями, т.е. стать полноправными участниками жизнедеятельности учебного заведения.

3. Основные компоненты

Предметный

Передача определенных знаний и развитие гражданских умений в ходе изучения обществоведческих дисциплин.

Межпредметный

Осуществление гражданского образования, приобретение знаний, умений, способов деятельности, а также демократических ценностных ориентаций на всех без исключения предметах.

Деятельностный

Переход от передачи знаний к освоению знаний и применению их на практике, высокая мотивация обучения, личностно-ориентированное образование.

Проектный

Разработка и осуществление социальных проектов, направленных на выявление, анализ и решение той или иной общественной проблемы. Приобретение социальных компетенций.

Институциональный

формирование правового пространства в школе, органов школьного самоуправления и соуправления.

Партнерский

Организация взаимодействия с государственными и негосударственными, муниципальными организациями по вопросам гражданского образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы:

·         классные часы, беседы,

·         социальные проекты,

·         деловые игры,

·         трудовые отряды,

·         устные журналы,

·         викторины, конкурсы и соревнования

·         погружения, выезды актива (например, ШАГ-Школа активного гражданина),

·         социальные акции,

·         родительские собрания,

·         заседания педагогических советов,

·         заседания МО, ученического и Управляющий советов,

·         другие

4.      Участники проекта:

  • Управляющий Совет школы;
  • органы ученического самоуправления - Ученический Совет, Совет старшеклассников;
  • администрация школы;
  • классные коллективы;
  • методическое объединение классных руководителей;
  • предметные методические объединения, учителя-предметники;
  • педагоги дополнительного образования;
  • родительские комитеты классов.

В реализации проекта должны быть задействованы все участники образовательного процесса, а также активно использовать все возможности социума. Партнерами  по реализации проекта мы видим:

·         ДДТ

·         МПЦ  «Патриот»

·         ЗОЖ

·         школы п. Курагино (КСОШ№1, КСОШ №7)

·         РРЦ

·         Совет ветеранов, организация ветеранов-афганцев.

Взаимодействие школы и различных институтов социального воспитания возможно только при непосредственном взаимодействии:

  • поиск контактов;
  • поиск общей темы для разговора;
  • установление общих требований к воспитанию ребёнка;
  • упрочение сотрудничества в достижении общей цели;
  • поиск новых современных форм совместной деятельности на основе партнерских отношений.

5.      Направления    деятельности

Создание единой воспитательной позиции всех субъектов образовательной деятельности по гражданскому образованию через осуществление следующих направлений деятельности:

                               1. Детское самоуправление и досуг.

                               2. Физкультурно-оздоровительная.

                               3.  Художественно-эстетическое и нравственное.

                               4.  Трудовая деятельность.

                    5.   Работа с одарёнными.

                               6.  Профилактика правонарушений.

                               7. Профориентация учащихся.

                    8. Организация отдыха в каникулы.

                               9. Работа МО классных руководителей.

                  10. Работа с родителями.

                  11. Работа с СМИ.

 

6.      Изменения,  которые должны произойти:

·         Создание в школе модели гражданского образования учащихся на основе деятельности соуправления;

·         реализация методических разработок по гражданскому воспитанию учащихся;

·         применение педагогами технологий гражданско-патриотического образования;

·         появление устойчивой мотивации педагогов, учащихся, родителей к сотрудничеству, когда  возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями;

·         усвоение  учащимися ценностей гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющих модель их жизненного поведения; приобретение учащимися социального опыта. Наши ребята станут активными в общественной жизни школы и поселка, не побоятся показать себя с лучшей стороны, улучшится психологический микроклимат и в школе.